Организация учебного процесса требует от преподавателя множественных усилий. Чтобы предоставить студентам достоверную и актуальную информацию, необходимо постоянно расширять свои познания в предметной области. Чтобы сделать занятие интересным для студента, требуется использовать в своей педагогической деятельности современные технологии: личностно-ориентированного, проблемного, проектного обучения. Чтобы оценить ответы студентов и меру овладения ими требуемыми компетенциями, преподаватель должен разработать объективные критерии оценивания. Чтобы организовать самостоятельную работу студента и выполнение им практических и лабораторных работ, требуются методические пособия. Казалось бы, организуя свою работу с учетом вышеописанных задач, удастся добиться намеченной цели – организовать эффективный учебный процесс. Ан нет!

Это далеко не все направления деятельности и личностного развития преподавателя. Сегодня особое внимание требуется уделять проблеме мотивации познавательной деятельности студента. К сожалению, современный этап развития общества оказывает нежелательное воздействие на формирование ценностей, культуры и духовности студента. Пропаганда «бесконечной силы денег» дает студентам ошибочное мнение о ненужности качественных знаний.

Тем не менее, современное общество предъявляет все более высокие требования к будущему специалисту: умение мыслить, решать новые задачи и находить оптимальные их решения, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих.

Вопрос развития мотивации познавательных способностей – еще одна профессиональная компетенция преподавателя в системе СПО. Чтобы более подробно его осветить и выделить определенные рекомендации, необходимо дать определение мотивации и раскрыть особенности психологического развития в юношеском возрасте.

Итак, потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида (Романов А.Н «Маркетинг»). У взрослых людей потребность выражается в форме осознаваемого желания. Чтобы его удовлетворить, включается, так называемый, ориентировочный рефлекс, возникает ориентировочно-поисковая деятельность, направленная на поиск лучшего решения. Определенные действия вызываются стимулом, т.е. причиной – для чего мы выполняем какую-либо деятельность.

Из личного опыта педагогической практики могу выделить три типа мотивации студентов. Первым будет самый нежелательный и краткодейственный – принудительный метод мотивирования. Основой такого метода являются: использование власти, угрозы плохих оценок. В данном случае студент, скорее всего, выполнит задание, но сделает это без особой творческости и интузиазма, так сказать, «для галочки».

Второй тип мотивирования – положительное стимулирование. Воздействие происходит, к сожалению, не на саму личность студента, а на внешние блага и обстоятельства. В качестве стимулов используются чаще всего оценки, принуждающие студента выполнять задания.

Третий тип хочется назвать идейным мотивированием. Именно этот тип, основанный на убеждении, внушении, психологическом «заражении», обращается к личным интересам и потребностям студента. Важно отметить необходимость комплексного использования всех трех типов мотивированности студентов! Предпочтительным и лучшим, конечно, является третий тип. Ориентируясь на него, можно выделить те характеристики студента, которые нуждаются в развитии:

• Внимание, память, усидчивость, самоконтроль,
• Потребность к творческой деятельности,
• Умение самостоятельно находить альтернативы и пути решения проблем,
• Организаторские способности,
• Умение общаться и выстраивать эффективные коммуникации в группе.
• Умение обсуждать, регламентировать и доказывать свою точку зрения.
• Критичность и способность давать оценку событиям и действям.
• Умение связывать изучаемое в систему и др.

С целью представить более полную картину чувств и переживаний студента, особенности его личностного и психоэмоционального развития имеет смысл провести анализ его возрастных особенностей.

В юношеском возрасте человек вовлекается во взрослую жизнь, определяет свои личные, гражданские, социальные и политические приоритеты. Все это порой может противопоставляться строго регламентированным правилам колледжа. Проблема затрудняет и замедляет развитие профессионального самосознания, познавательных интересов, коммуникативной культуры.

Юношеский возраст определяется промежуточным положением между ребенком и взрослым. Еще П.П. Болонский и Л.С. Выгодский отмечали, что особенности протекания и продолжительности подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества. С усложнением жизнедеятельности происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, увеличиваются мера самостоятельности и ответственности.

У первокурсника много сил отнимает процесс адаптации к новым условиям, что порой сопровождается отрицательными переживаниями. Внутренняя неуверенность в себе может сопровождаться агрессией, развязностью или даже представлением о собственной неполноценности. Уход из школы, боязнь общественной жизни в колледже, слабый контроль за собственным поведением и деятельностью, сомнения в правильности профессионального выбора  – вот малая часть проблем студентов младших курсов. Назовем этот период первым кризисом.

Второй кризис наступает у студента в момент получения первичных профессиональных навыков или после первой практики. В науке такое явление называется «когнитивным диссонансом» — студент имеет теоретические знания, противоречащие практическим реалиям (перегрузки, проблемы общения на работе, невысокая заработная плата). В этот момент происходит повторное осмысление (переосмысление) профессионального выбора и отношения к учебной деятельности, проводится самооценка себя и своего профессионализма.

Учебная деятельность для студента становится средством реализации жизненных планов. Ведущая деятельность этого периода – профессиональное самоопределение.

Применительно к учебной деятельности с учетом особенностей психологического развития студентов в системе ссузовского образования профессиональную мотивацию можно понять, как совокупность процессов, факторов и реалий, которые, оказывая влияние на сознание, побуждают и направляют личность к освоению будущей профессии. Главный фактор развития студента – профессиональная мотивация.

Учебный процесс относится к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения множество, но все они образуют единую систему с общей целью – повышение эффективности обучения.

Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах (по Л.С. Выготскому):

1. «Первый педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» — Л.С. Выготский (1996).

2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен» — писал Л.С. Выготский (1996).

3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» (Л.С. Выготский, 1996)

Формулируя методы мотивирования, которые лично я использую в своей педагогической деятельности, я не претендую на их новизну или исключительность. Это не научная сенсация, не революция в системе образования, это система стимулов, которая действительно работает.

Продолжение следует ;)
статья о 33-х способах мотивирования студента

А что лично Вас мотивировало учиться?

Авторские права защищены:

© Copyright: Татьяна Какунина, 2011
Свидетельство о публикации №21110131570

Еще по теме: