«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам,
так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот,
кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».
А. Дистервег

Изменения, происходящие в нашей стране и обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», внедрение Образовательного стандарта третьего поколения предъявляют новые требования к современному учителю. Сегодня Педагог – это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у студентов мотивацию и стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, формулировать определения, искать и находить необходимую информацию.

Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности. Выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, она составляет содержание педагогической культуры.

Однако профессионализм педагога и его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. Диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду.   Как правило, профессионализм выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога.

Развитие научно-технического прогресса наряду с положительными моментами привела к возникновению массы проблем, связанных с нравственностью и образованием. По логике, казалось бы, очевиден прогресс интеллекта студентов. Расширение форм коммуникации создает дополнительные и весьма благоприятные условия для развития личности. Но парадокс: пропал интерес к духовной жизни, произошло перенасыщение человека информацией. Сегодняшний студент не успевает усваивать, осознавать и использовать полученную информацию. И совершенно верно возникает интерес к тому, КТО сможет помочь разобраться, объяснить пути использования.

Придя работать в ГОУ СПО в сентябре 2009 года молодым специалистом, я представляла себя исключительно «копилкой ценных знаний» для студентов, желая опробовать известные мне формы и методы обучения.

Как оказалось, что на пути к профессионализму необходимо преодолеть ряд этапов. Я назову их: этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования. Первый – связан с трудностями методического, психологического и социального характера. Этап самоактуализации привнес небольшое состояние дискомфорта, тревожности, страх перед решением новых задач, желание оправдать возложенные задачи. Последний этап подсказал пути направления деятельности и собственного развития в будущем.

Я поняла, что особенно важно не только учить, но и самой иметь способность учиться и развиваться. Профессионализм педагога определяется не только его профессиональной пригодностью, но и саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе именно тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Профессионалом в своей области стать, несомненно, трудно, но все же легче, чем стать Личностью для студента.

Книжные знания и сухая информация – ничто без проявления человеческой души преподавателя. Любая тема занятия все равно преподносится через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви. И самое сложное – это не разработать урок, не провести занятие, не устроить коллоквиум, а расположить студентов, мотивировать, настроить на учение, пригласить к сотрудничеству.

Главное для преподавателя – быть счастливым! Несчастный, утонувший в заботах и депрессии, человек никогда не воспитает счастливого студента. Современный педагог – человек, способный улыбаться и интересоваться жизнью студента. Профессия преподавателя стала для меня возможностью самореализация личности, приносит удовлетворение и новую энергию. Личность преподавателя – важнейшее условие эффективного обучения и воспитания. Как мне кажется, без интереса к личности нет и интереса к предмету, личность сегодня как средство активизации интереса к предмету.

Главные качества педагога – выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах обязан сохранить за собой ведущее положение. Срывы, повышение голоса, растерянность и беспомощность педагога помогают ему потерять авторитет в глазах студентов. Необходимо это помнить и не опускаться до обид на студентов. Очень важно систематически и непременно справедливо оценивать знания, умения, поступки учащихся. Только человек уважаемый будет способен оказывать влияние. Преподаватель сегодня это помощник, советчик и союзник для студента.

Исходя из всего этого, я рассматриваю урок как совместный труд детей и педагога. Успех труда определяется теми отношениями, которые сложились между преподавателем и студентом. Использование устрашения (двойками, вызовом родителей) как метода поддержания дисциплины мне кажется наименее эффективным. Пусть таким способом преподаватель добьется послушания и дисциплины, но потеряет самое главное – доверие и увлеченность студентов предметом.

Каждый гражданин учился, учится или будет учиться. Каждому из нас нужен хороший преподаватель. Одни находят его в себе, другие – во внешнем мире. Многие обретают учителя в книгах, музыке, танцах, религии, поэзии. Одни учатся на своих ошибках, другие – на чужих. Мы взаимодействуем с социумом, с окружающей средой и пытаемся научиться чему-то у них. Одни из нас становится хорошими педагогами, у других этого не получается. Кому-то способность учить дана свыше, а кто-то, даже с заслуженными титулами, званиями и должностью так и не способен научить. От того, какой педагог встретится на пути человека, зависит его увлеченность предметом, его мотивация, умение искать и находить новое.

И пусть, не смотря на нашу политическую и экономическую ситуацию в стране, профессия – Педагог снова зазвучит гордо!

_______________

Интересные и необычные фото интерьеров — есть за что зацепиться взгляду и… помечтать.

Еще по теме: