Очень часто слышала эту фразу, но до конца не понимала. Как так забыть,  для чего тогда учиться то? Наивно думала, что к профессии педагога эта  фразу уж точно никаким образом относиться не может, поэтому бережно  хранила конспекты под столом, а «Великую дидактику» в памяти.

Но Акелло промахнулся… Совершенно недавно открыла для себя «прописную  истину», которая буквально «валялась под ногами», надо было только одеть  очки или просто напрячь зрение. Хотя, нет, на той заоблачной высоте, куда  я поднялась, скорее всего потребовалась бы подзорная труба или даже  телескоп))

А давайте порассуждаем, чтобы вместе еще раз дойти до сути.
Вы помните  своих школьных/институтских учителей?

На все сто уверена, что мои  читатели провалами в памяти не страдают и, конечно же, помнят.  Параллельно с написанием этот поста устроила опрос в аське: «Какие  учителя остаются в памяти: строгие или добрые? Оказалось, что мнения  расходятся, получилось приблизительнно 50 на 50. Отсюда вывод, у учителя  как минимум две стратегии поведения. Лично я в начале сентября придумала  для себя третью и решила — буду собой. А личность я ответственная,  требовательная и обязательная, местами даже серьезная…

А какие учителя нравились мне? Из школы могу выделить лишь одного учителя  — физика. Эта тетя прыгала по партам, доказывая силу тяжести, делала  вместе с нами опыты и была «своей». Именно этой своей эмоциональностью и  связью с классом она всем нравилась. Колледж… тут нам внушили, что  «игрушки» кончились, начали диктовать скучные лекции. Пожалуй, лишь  требовательная, но справедливая учитель химии задержалась в моей памяти.  Преподаватели, вычитывающие нам часы (именно так, а не иначе!) по  специальным дисциплинам были скучными и серыми. Монотонно надиктовывали  выписки из законов, заставляли учить госты. Универ. Здесь мы уже люди  взрослые, все же ВО получать пришли. Но тем не менее постоянно хотелось  расслабить руку, напряженную непонятной гонкой диктовки. Так что отмечу  педагогов, которые нас не «мучали», свободно читали лекцию, приводя  множество жизненных примеров. Психология — именно этот предмет меня увлек  в университете больше остальных.

Оглянувшись на возрас педагогов, которые сейчас в моей памяти, отмечу,  что ни одной бабушки в моем списке нет (хотя, у них тоже бывает  исключительный талант), школьник/студент всегда тянется к молодым  преподавателям. Что дает последним несомненнный плюс и даже перевес  заочно =)) А знания? В голове осталось исключительно то, что вызывало  непроизвольное внимание и интерес. Хотя, конечно, что-то в мозгу так же  есть и из скучных лекций и того, что надо было знать обязательно.

Но тем не менее, мое мнение, основанное на личном опыте, о том, что «любовь» к дисциплине прямо  пропорциональна «любви» к учителю только  подтверждается.

А что стало со студентом сегодня? Рассуждать о годах молодости мне еще  рано, однако поглядеть на современных студентов и сравнить их с собой в  их годы я иногда пытаюсь. Когда я училась в колледже, у меня не было  интернета, но все равно я готовила доклады и сдавала их в срок. Гордо  набирала их с книги одним пальцем по целому вечеру, но зато ЗНАЛА о чем  пишу. Сегодня ответ студента на вопрос: почему не готов доклад? — Я  забыл(а) оплатить интернет! Можно, конечно, прикинуться и спросить у  студента: «А где тут связь — интернет и доклад?» Тогда ребенок смотрит на  тебя круглыми глазами и недоумевает: «Как это где? Реферат же в  интернете!»

Наверное в 16 лет еще не приходит осознание того, что ты пришел в  колледж, чтобы получать образование, а понятия «списать» и «понять»  находятся пока очень близко, и часто доминирует первое. Студенты не умеют  работать с литературой, делать конспекты, для некоторых даже сложно  удерживать на уроке произвольное внимание. Они не могут выделить главное  и найти логическую взаимосвязь разделов. Именно в этом заключается  первостепенная задача учителя — актуализация знаний, т.е. указание  студентам на те области жизни, где эти знаний могут потребоваться.

Что нам принесла информатизация общества? Внедрение компьютеров в жизнь  каждого из нас? То, что теперь студент может попросить учителя добавиться  в друзья в социальной сети, по аське спросить у него про свою оценку по  контрольной, за 5 минут скачать нужный реферат — было бы глупо стремиться  к этому… Учителя, которые не желают осваивать новые компьютерные  технологии и смотрят на смарт доски, как на «непонятного зверя»…  Получается, что учителя «со стажем» новые технологии не применяют всилу  своего незнания, а студенты используют — только пользоваться не умеют, к  сожалению. Удивительный современный студент… ему даже шпаргалки писать  лень — списывает в конспекта (ну и что, что падает часто на пол,  радоваться надо, что он есть))

Как бы не менялось общество, умение быть человеком еще никто не отменял.  Методом недельного размышления пришла к выводу, что преподаватель,  интересующийся жизнью студента, быстрее завоевывает доверие.  Преподаватель, позволяющий студенту иногда расслабиться, ценится.  Преподаватель… каждый урок как маленький спектакль. Но кто сказал, что  в этом спектакле всего одна единственная роль?

Еще по теме: